Uber в Украине: вопросы и ответы

Uber в Украине: вопросы и ответы

Убер Украина - плохо или хорошо

С анонсированным приходом нового сервиса частных перевозок в Украину, общество разделилось: те, кто часто пользуются такси, считают Uber чуть ли ни манной небесной, которая решит все проблемы с сервисом, а таксисты и диспетчеры таксомоторных служб боятся за рабочие места и полное изменение правил игры на рынке. Мы решили собрать известные истории и факты об этой компании и то, как ее приход в Украину может повлиять на город и бизнес служб такси.

Uber — это не классическое такси, а авто-по-запросу

Такси — это автомобиль, который вы «ловите» на улице. Его, конечно, можно вызвать по телефону, но удобство таксомоторных служб в городах заключалась в том, что вы можете сесть в машину непосредственно на перекрестке или в специально отведенных местах. Также такси имеют счетчик километража, который считает сумму, которую нужно оплатить водителю. Поэтому водитель теоретически может поехать не кратчайшим путем, чтобы получить немного больше денег от пассажира. Еще важно, что таксомоторные средства выделяются среди других автомобилей (окрашенные в яркий цвет, имеют узнаваемый вид, как например, «кэбы» в Лондоне или ездят с «шашечками»).

На улицах города видно, что классические такси в Киеве давно уже не пользуются особым спросом. В свою очередь, их заменили авто-по-запросу, которые можно вызвать по телефону, с помощью веб-сайта или мобильного приложения. Стоимость поездки считается с помощью GPS, а не счетчика. А Uber и использует только безналичный расчет — таким образом клиенты платят деньги компании, а она в свою очередь насчитывает деньги водителю. Кроме того, эти машины не должны как-то отличаться — опознавательные знаки здесь не нужны.

Компания часто очень агрессивно заходит на рынок

Uber — не единственная международная компания, предоставляющая высококачественные услуги авто-по-запросу. Но, безусловно, самая известная. Почему именно против нее направлены многочисленные забастовки в разных странах? Дело в том, что Uber использует довольно агрессивные финансовые и маркетинговые техники для освоения новых рынков, иногда они могут подпадать под понятие демпинга цен.

Например, во Франции в начале существования компании (пока ее не запретили полностью), Uber платил бонусы водителям, у которых получалось набрать $ 1100 долларов в неделю. Таким образом, французские клиенты платили только поездки. А непосредственно бонусы платили инвесторы Uber, чтобы компания имела возможность быстро захватить рынок и переманить водителей из других компаний. Причем локальные стартапы не могли конкурировать с международным гигантом из-за нехватки средств у инвесторов для борьбы за водителей и клиентов.

В Китае состоялась похожая ситуация. Только здесь Uber стал специально снижать цены на поездки, чтобы захватить рынок. И это ему удалось — благодаря сервису «Народный Uber», доля компании на китайском рынке быстро выросла с 15 до 30 процентов. Представители локальных сервисов утверждают, что международная компания берет клиентов только около 25% стоимости поездки — все остальное водителю доплачивает самостоятельно. Таким образом, умышленно занижая цену, большой Uber демпингует, чтобы быстро избавиться от конкурентов.

В США тоже было несколько скандалов, связанных с компанией. Например, Uber обвиняют в DDoS-атаках на конкурентов в Нью-Йорке, а в Сан-Диего сервис специально не выпускал дополнительных водителей на дороги, когда был повышенный спрос, чтобы искусственно поднять цены на некоторое время.

Из-за Uber в городах больше автомобилей, чем могло бы быть

В том же Нью-Йорке городская администрация утверждала, что многочисленные сервисы авто-по-запросу увеличивают напряжение на дорожную сеть. Так как у большинства компаний вроде Uber тарифы меньше, чем у традиционных такси, больше людей, которые в противном случае пользовались бы общественным транспортом, заказывают себе авто для путешествия по городу. Это увеличивает количество машин, которые находятся в городе в непиковые часы, а также может увеличивать пробки и в час пик. Но эта ситуация для киевлян знакома — так как в городе уже работают сравнительно дешевые сервисы, вроде «Уклона».

Читайте также  Децентрализация по-чешски: как простой поселок может обзавестись атрибутами мегаполиса

В службе Uber всегда жесткий контроль за сервисом благодаря отзывам пользователей

Но прежде всего Uber знакомый многим, в том числе и украинцам, которые пользовались сервисом в других странах, благодаря высокому качеству перевозок. Компания набирает водителей с опытом, которые имеют чистые и не самые дешевые машины. Как правило, они приятны в общении, предлагают воду и не включают музыку, пока вы об этом не попросите.

Такой сервис возможен из-за того, что средства за оплату поездки идут сначала компании, а уже потом водителю. За плохие отзывы Uber может наказать владелица автомобиля штрафом или вообще заблокировать его. Также для пользователей работает система комментариев и оценки водителей, которая помогает другим пассажирам выбирать лучших водителей, а также позволяет компании отслеживать качество перевозок.

Таксисты на Ланосах в Киеве, скорее всего, никуда не исчезнут

Если вдруг Uber не начнет демпинг цен (а это вряд ли произойдет, Украина не такой важный рынок, как Китай), то услуги компании окажутся в «среднем сегменте». Более дешевые такси с водителями на Ланосах, работающих на природном газе вместо бензина, останутся и будут иметь своих клиентов. В Uber их не пустят, ведь они не смогут работать из-за слишком низкого класса машины, но другие службы будут переориентированы на менее требовательных клиентов.

У украинцев и их иностранных коллег совершенно разные причины для протестов против Uber

Если в других странах против Uber выступают таксисты, потому что они заплатили огромные деньги за лицензию на перевозки, и другие, меньшие сервисы, которые не могут себе позволить ответ на демпинг цен, то в Украине причины недовольства совсем другие. Это, прежде всего, потеря рабочих мест (в основном диспетчеров), а также невозможность конкурировать с Uber в смысле качества сервиса — киевляне часто жалуются на водителей и диспетчеров, а также на неудобство вызова машины, когда нужно десять минут ждать sms. Именно в Киеве это может означать начало борьбы за клиента посредством повышения качества сервиса.

Как работает Uber

Uber – Международная компания, основанная в (Сан-Франциско, США), которая создала одноименное мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. В начале своего становления американский стартап сотрудничал только с владельцами автомобилей представительского класса. Однако в 2012 году был запущен сервис UberX, который предложил клиентам бюджетные поездки на менее роскошных автомобилях. В конце 2015 года капитализация компании Uber достигла 62,5 млрд долларов.

Приложение Убер

С помощью приложения Uber заказчик резервирует машину с водителем и отслеживает её перемещение к указанной точке. Для заказа авто клиент должен выбрать место назначения и тип автомобиля. При необходимости можно указать особые пожелания. После этого уже видно предварительную оценку стоимости поездки. Когда водитель подтвердит заказ, клиент получит возможность ознакомиться с его личными данными — фото, именем, фамилией, а также информацией об автомобиле и отзывами других клиентов.

После того, как пассажир достигнет финальной точки маршрута, он может оставить автомобиль без оплаты — приложение само спишет деньги с его банковской карты, стоимость определяется, учитывая дальность и продолжительность поездки.

Читайте также  Батареи для электробусов займут лидирующее место на рынке к 2019 году

В большинстве случаев водители используют свои собственные автомобили, а также машины таксопарков или партнеров. В большинстве стран 80 % оплаты переходят водителю, 20 % перечисляются Uber.

На сегодня Uber работает в 383 городах и 68 странах, в том числе в России, Индии, США, Китае и даже в столице Беларуси — Минске.

Uber вне закона?

Сервис Uber запрещен во многих странах мира: Германия, Испания, Таиланд, Индия, Нидерланды, Бельгия. Как правило, сервис запрещают из-за нарушения местного законодательства о коммерческих транспортных перевозках. В частности, претензии к Uber предъявляют по причине отсутствия лицензии у водителей.

По словам заместителя главы IT-комитета Ассоциации юристов Украины Никиты Полатайко, оценить легальность деятельности Uber в Украине можно будет тогда, когда будет понятна специфика их работы в Украине. ‘Если они будут собирать заказы и передавать их другим компаниям, имеющим лицензии, ничего незаконного в этом нет, так уже сейчас делают многие украинские приложения. Некоторые из них, как и Uber, позволяют отслеживать передвижение машины до подачи, – говорит он. – Выступая просто посредником, Uber также сможет вступить в партнерство с финансовыми компаниями и принимать платежи в пользу компаний, которым будут передаваться заказы’.

‘Если же Uber будет передавать заказы конечным исполнителям (таксистам) и осуществлять прием платежей за их услуги, выступать перед клиентом представителем услуги такси, а не просто сервисом поиска, тогда можно говорить о проведении деятельности, которая требует получения лицензии’, – продолжает юрист.

Согласно действующему законодательству, эксплуатация легкового авто, обустроенного как такси, без наличия лицензионной карточки, тянет за собой штраф в размере всего лишь нескольких сотен гривен.

Сервис частных пассажирских перевозок Uber, если и зайдет в Украину, то существенно на рынок не повлияет. Демпинговать некуда – нелегальные таксисты и так возят за смешные деньги. Скорее всего, потенциальными пассажирами в Украине будут иностранцы, которые уже знакомы с этим сервисом. Хотя возможно, это всего лишь маркетинговый ход.

Сравнительные цены на такси и uber в США

Есть ли подобные сервисы в Украине?

Да, украинцы имеют возможность пользоваться похожим сервисом вызова такси Uklon, у которого есть приложения под разные мобильные операционные системы. Стоимость поездок Uklon можно приравнять к тарифам Uber в Москве.

Самые бюджетные службы такси используют схему, похожую на Uber, только вместо приложения для вызова применяется старый-добрый телефон, а расчет происходит наличными. Регистрация водителей в системе происходит в формате online, без какой-либо проверки со стороны службы такси. Взамен водитель получает логин и пароль к приложению (который он предварительно скачал на свой телефон, ссылки есть на сайтах служб такси), и доступ к эфиру службы такси. Очевидно, что конкурировать с этим сегментом компании Uber будет весьма сложно.

Можно ли устроиться в Uber в Украине, какие условия?

В феврале этого года в сети появилась информация, что посредник онлайн-сервиса Uber в Украине начал набор водителей через официального партнера Uberlin.com.ua.

На сайте Uberlin указали, что комиссия для водителей, которые начнут с ним работу, составит 6%, при выполнении 40 поездок на неделю. Кроме того, дополнительно нужно будет уплатить налог — 5%. Также можно платить комиссию каждый день в размере 10% от заказов. Есть и фиксированный тариф — 500 грн в неделю.

По материалам hmarochos.kiev.ua, ubr.ua

Экодизайн в Украине: новые подходы к проектировани... Растущее техногенное воздействие человека на окружающую среду с каждым годом обостряет глобальный экологический кризис. О экодизайне в контексте обес...
Кто выступает против электромобилей? 7 самых распр... Ежедневно мы видим новые и новые заголовки с необоснованными претензиями в адрес электромобилей, над ними издеваются разные известные личности. Что д...
Из ретроавто в электромобили: как украинец делает ... Владелец компании «Электромобили» Александр Туз (бывший директор завода «Титан», академик Национальной академии наук Украины) – лицо известное. Именн...
Что нужно знать об энергосберегающих окнах... Через светопрозрачные ограждения (так в строительной науке называют окна) происходит около 20-30% общих теплопотерь здания. Тепловой поток проходит с...

Сохрани, чтобы не потерять