Тарифы и субсидии: что сделано и чего ожидать? Что такое верификация?

Тарифы и субсидии: что сделано и чего ожидать? Что такое верификация?

Тарифы и субсидии в Украине

Тема тарифов и субсидий получила широкий общественный резонанс. Значительный интерес обусловлен, главным образом, падением реальных доходов населения на фоне роста коммунальных платежей. Какова ситуация сейчас сложилась с тарифами?

Тарифы на электрическую энергию для населения (полномочия НКРЕКП)

Согласно постановлению НКРЕКП от 26.02.2015 г.. № 220 предусмотрено 5 этапов повышения тарифов на электрическую энергию для населения начиная с 1 апреля2015года, а именно:

  • с 1 апреля 2015 по 31 августа 2015 (включительно),
  • с 1 сентября 2015 по 29 февраля 2016 (включительно),
  • с 1 марта 2016 по 31 августа 2016 (включительно),
  • с 1 сентября 2016 по 28 февраля 2017 (включительно),
  • с 1 марта 2017 года.

В 2016 году тарифы на электроэнергию для населения будут пересматриваться дважды:

• с 1 марта 2016 до 31 августа 2016 (включительно) будут действовать следующие тарифы для населения:

  • за объем до 100 кВт-час электроэнергии в месяц — 57 коп / кВт-час (с НДС) (сейчас — 45,6 коп / кВт-час (с НДС) — увеличение на 11,4 коп / кВт-час,
  • за объем от 100 кВт — ч до 600 кВт-час в месяц — 99 коп / кВт-час (с НДС) (сейчас — 78,9 коп / кВт-час (с НДС) — увеличение на 20,1 коп / кВт- час,
  • за объем более 600 кВт-час в месяц — 156 коп / кВт-час (с НДС) (сейчас — 147,9 коп / кВт-час (с НДС) — увеличение на 8,1 коп / кВт-час,

• с 1 сентября 2016 по 28 февраля 2017 (включительно):

  • за объем до 100 кВт-час в месяц — 71,4 коп / кВт-час (с НДС),
  • за объем от 100 кВт-час до 600 кВт-час в месяц — 129 коп / кВт-час (с НДС),
  • за объем более 600 кВт-час в месяц — 163,8 коп / кВт-час (с НДС).

Цена природного газа

С 1 апреля 2016 Правительством по представлению Минэнерго угля может быть принято решение о пересмотре предельных розничных цен на природный газ для бытовых потребителей, дифференцированных в зависимости от вида и объемов использования природного газа, а также для религиозных организаций и производителей тепловой энергии (постановление КМУ от 01.10 .2015 г. № 758 «об утверждении Положения о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа в переходный период)».

Решение Правительства о размере стоимости природного газа может быть принято после анализа данных за февраль текущего года.

Дома со счетчиками на отопление

Счетчики учитывают количество тепловой энергии, которая была расходована на каждый дом. В теплые месяцы (например, декабрь 2015, по данным Гидрометцентра среднемесячная температура в Киеве составила +1,9 ° С) количество теплоты, которое «употребил» дом для компенсации тепловых потерь, была меньше, чем в холодные месяцы (например, январь 2016 года, по данным Гидрометцентра, среднемесячная температура в Киеве составила -5,7 ° с). Так как расход теплоносителя в тепловых сетях для отдельного дома является величиной постоянной, то с понижением температуры наружного воздуха необходимо поднимать температуру теплоносителя в сети для компенсации теплопотерь.

Таким образом, общее потребление тепла (в Гкал) домом увеличивается при снижении температуры, что приводит к росту начисления в платежках за отопление.

Февраль 2016 теплый. Температура теплоносителя снижается, потребление тепла зданиями (в Гкал) — уменьшается. Соответственно и счета за февраль прогнозируемо будут меньше, чем за январь.

Дома БЕЗ счетчиков на отопление

На размер суммы оплаты за отопление для жителей домов без счетчиков тепловой энергии влияют:

отклонения фактической температуры наружного воздуха и продолжительность отопительного сезона, показателей, учитываемых при формировании действующего тарифа,

— фактическое количество дней предоставления услуги отопления в расчетном периоде в конкретном месяце,

— календарное количество дней в конкретном месяце регламентируется постановлением КМУ от 30.10.2015 г.. № 1037 (официально опубликовано 19.12.2015 г.).

По информации от ПАО «Киевэнерго»: проведено начисление за услугу централизованного отопления в соответствии указанной методики за весь декабрь.

Поскольку в декабре было тепло (по данным Гидрометцентра +1,9 ° С), в соответствии с постановлением правительства, в тарифе учтена среднемесячная температура за декабрь -3,5 ° С. Таким образом киевляне смогли сэкономить на отоплении почти 22 млн. грн за 31 день месяца.

Например, владельцы 2-комнатных квартир площадью 50 кв. м заплатили примерно на 200 грн меньше нормативного тарифа, который брался в расчет ранее.

В январе в тариф была заложена температура воздуха -5,9 ° С, а фактически, согласно официальным данным Гидрометцентра, среднемесячная температура составила -5,7 С °.

Расчет стоимости отопления по новой методике, даже в холодный январь, позволил владельцам 2-комнатных квартир сэкономить около 20 грн по сравнению с нормативным тарифом 16,14 грн за 1 кв. м. Всего за январь киевляне, проживающие в домах без теплосчетчиков, сэкономили почти 1 млн грн.

Пример начислений за централизованное отопление для домов без счетчиков в декабре и январе (на примере ОАО «Киевэнерго»):

Читайте также  Как будет развиваться сеть зарядных станций для электрокаров в Европе. Прогноз Fastned

Тарифы

Понятно, что повышение тарифов не может не отражаться на достатке граждан, особенно во время кризиса. Свою социальную ответственность в этом вопросе осознает руководство страны — Кабинет министров. Поэтому внедрена программа субсидий на коммунальные услуги. А что сделано, делается и будет сделано в этом направлении?

Еще в начале 2015 года Правительство начал вводить новую философию предоставления жилищных субсидий: «упрощенная система, бесконтактность, доверие». Главной задачей в то время было максимально защитить малообеспеченных людей в условиях действительно резкого увеличения цен и тарифов на газ и тепло.

Для того, чтобы на системной основе отслеживать проблемные вопросы, которые возникают в процессе совершенствования системы предоставления жилищных субсидий, 24 июля 2015 Правительство создало Межведомственную рабочую группу по вопросам реализации мероприятий по энергоэффективности и упрощении порядка предоставления жилищных субсидий, в состав которой входят как чиновники, так и международные эксперты (специалисты проекта по энергетической политике компании McKinsey).

Правительством отрабатывались все возможные сценарии развития событий во время отопительного периода 2015-2016 годов. Благодаря этому была упрощена система предоставления субсидий и она сработала в целом. По состоянию на 12 февраля 2016 года субсидии получало 5,2 млн. семей (без учета 617 тыс. получателей субсидии на твердое топливо и сжиженный газ, которым субсидия назначается на календарный год).

Состояние обработки заявок от населения на 12 февраля 2016г.: в автоматическом режиме была назначена субсидия почти 1,3 млн. семей (99,8% от числа семей, получавших субсидии в отопительный период 2014/2015 годов). Не завершено назначение субсидий в автоматическом режиме только в Одесской области — 94,1%.

Наименьший процент обработанных заявлений граждан на назначение субсидии по новому порядку в Одесской (88,4%), Днепропетровской (92,3%) и Закарпатской (92,6%) областях. В среднем по Украине этот показатель составляет 97%.

Обработка документов на получение субсидии в среднем продолжается 15-25 дней (в зависимости от сроков получения информации от ДФС, поставщиков услуг и необходимости осуществления обследования материально-бытовых условий проживания и рассмотрения вопроса на комиссии). При этом существуют случаи, когда обработка документов длится 3-4 месяца, в частности, в Одесской области (Беляевский и Овидиопольский районы).

В 2015 году (январь-декабрь) жилищных субсидий было начислено на сумму почти 19,9 млрд. гривен, из которых в декабре – 7,5 млн гривен. Правительство ожидает, что в 2016 году численность получателей субсидии может составить около 6 млн. семей.

По состоянию на 12 февраля 2016 субсидию получает в 5 раз больше семей, чем в аналогичном периоде 2015 года (1 089,6 тыс. семей).

На сегодня субсидии начисляются исходя из нормативных показателей, поскольку были объективные сложности в организации доступа и автоматизированной обработки миллионов лицевых счетов потребителей. Возник вопрос «авансированных» субсидий, то есть накопления на счетах поставщиков жилищно-коммунальных услуг остатков неиспользованных сумм жилищных субсидий.

Только по газоснабжающим предприятиям, по данным НАК «Нафтогаз Украины», по состоянию на 31.12.2015 на абонентских счетах потребителей, пользующихся субсидией, учитывалась переплата в сумме 7,8 млрд. грн., а на конец отопительного периода эта сумма может составить 6,2 млрд грн., по прогнозам КМУ.

По нашей информации, в рамках проекта «Модернизация системы социальной поддержки населения Украины» за счет займа Всемирного банка Правительством предусматривается создание, разработка и внедрение программного комплекса «Централизованная база данных: жилищные субсидии». Целью является улучшение как порядка назначения и предоставления субсидий, так и взаимодействие между органами власти и производителями — поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Планируется ввести переход к назначению жилищных субсидий исходя из фактического объема потребления услуг или уменьшения ежемесячных перечислений субсидий на суммы предыдущих «переплат».

На сегодня нет механизма возврата остатков неиспользованных сумм жилищных субсидий и системы оперативного мониторинга для получения полной и достоверной информации о суммах предоставленных услуг, чтобы минимизировать объемы переплат, которые могут возникать в процессе перечисления сумм в виде жилищных субсидий поставщикам услуг (предприятиям по газоснабжению, теплокоммунэнерго, предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства).

Но, к сожалению, с льготами и субсидиями могут возникнуть проблемы на уровне местных бюджетов. Верховная Рада 18 февраля приняла решение уменьшить сумму местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на 19 млрд. грн. (до 33,1 млрд. грн.), направив эти средства на компенсацию за льготный проезд отдельных категорий граждан (законопроект №4024 от 04.02. 2016). Такое решение, по нашему мнению, может привести к усилению требований к потенциальным получателям жилищных субсидий.

В этом случае могут проводиться проверки потенциальных получателей субсидий с целью подтверждения предоставленной информации. Этот процесс называется верификацией. Каким образом она может проводиться и чего от нее ожидать гражданам?

Верификация — пересмотр, действительно ли все те средства, которые сегодня выделяются Пенсионным фондом и другими социальными учреждениями страны (социальные фонды, Министерство социальной политики), получают настоящие пенсионеры, настоящие граждане, а не «мертвые души» или мошенники. Верификация позволяет достаточно четко определить нуждающихся, и именно им направить ту финансовую поддержку от государства, которую до сих пор получали люди с достаточным уровнем дохода.

Читайте также  Украинская энергетика и стандарты Евросоюза: получится ли?

Каким может быть экономический эффект от верификации?

Международный опыт говорит о возможности оптимизации до 20-30% от общего количества расходов. По оценкам Министерства финансов, эффект от верификации всех социальных программ в 2016 может составить 5 млрд грн бюджетных средств.

Как может проводиться верификация?

Верификация может проводиться тремя различными способами (электронными, телефонными, физическими), которые могут сочетаться между собой.

Для получения информации, необходимой для верификации получателей помощи, Министерство финансов Украины может сотрудничать со всеми другими ветвями власти, банками и НБУ. Если же по результатам верификации будут выявлены нарушения, Министерство финансов будет рекомендовать главному распорядителю средств, предоставляющему тот или иной вид социальной помощи, пересмотреть правомерность и приостановить выплаты.

Верификация и банковская тайна клиентов

Подобная информация предоставляется банками органам финансового мониторинга и исполнительной службе. То есть фактически новый закон просто расширил перечень организаций, которые могут получать доступ к банковской тайне для конкретных целей. Кроме того, требование закона к форме документа, на основании которого будет предоставляться информация, также является гарантией соблюдения банковской тайны

Отмена субсидии

Если при проверке будут выявлены лица, не соответствующие критериям предоставления субсидий, а значит, получающие их неправомерно, то их данные будут переданы в органы, отвечающие за непосредственную выдачу социальных пособий, и именно они будут принимать меры. Для большинства видов пособий — это Министерство социальной политики.

Доступ Министерства финансов к банковской тайне получателей субсидий

Такая норма о предоставлении права на получение информации, содержащей банковскую тайну и персональные данные, при реализации полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства, может вводиться с целью:

1) проведение верификации получателей социальной помощи, зарплат и пенсий,

2) увеличение адресности предоставления социальной помощи, то есть направления ее выплат только действительно малообеспеченным гражданам страны.

В некоторых программах предоставления социальной помощи среди официальных ограничений существуют нормы, ограничивающие суммы депозитов на получателя или членов его семьи, а также ограничения по сумме приобретения товаров длительного пользования, которые нужно проверять.

1) При проведении верификации необходимо иметь информацию о финансовом состоянии граждан не менее чем из двух источников. Это позволяет выявлять случаи, когда деньги начисляются одному человеку, а попадают на счет другого, или если карточкой, на которую начисляется социальная помощь / пенсия, пользуется не тот человек, которому она предназначена.

Один из таких источников — это информация, предоставленная из государственных органов, выплачивающих пенсии, социальные пособия или зарплату своим работникам. Второй источник — данные банка о поступлении этих денег и их использовании. Например, в случае с пенсиями такими двумя источниками будет Пенсионный фонд, который предоставляет цифры начислений пенсии гражданину, и банк, подтверждающий получение на счет и дальнейшее использование.

2) При обеспечении адресности социальной помощи (включая социальные выплаты, льготы, субсидии) предусматривается проверка реального имущественного положения граждан, претендующих на получение / получающих социальную помощь. Для определения реального имущественного положения необходимо проведение оценки всех их источников, в том числе заработной платы, пенсий, доходов от имущества, депозитов, остатков на банковских счетах и ??тому подобное.

Такая информация, по оценкам Минфина, поможет предоставлять с максимальной адресностью около 400 млрд. грн., что сегодня уплачиваются населению по различным социальным программам. Это поможет обеспечить адекватный уровень соцпомощи реально нуждающимся и ускорить поднятие соцстандартов.

Средства на депозитных счетах граждан, льготы и субсидии

Условия предоставления субсидий не предусматривают ограничивающим фактором для их получения наличие на банковском текущем или депозитном счете любой суммы средств.

Ограничения при предоставлении субсидии

Субсидию не могут получить люди, которые в период 12 месяцев до момента подачи заявления на оформление субсидии осуществили покупку или оплатили услугу на сумму от 50 000 гривен. Исключение — оплата коммунальных услуг в пределах социальных норм. Также не учитываются медицинские манипуляции, направленные на обеспечение жизнедеятельности человека.

Использование и злоупотребление при предоставлении доступа к банковской тайне

При использовании данных, содержащих банковскую тайну, используются все меры безопасности, предусмотренные действующим законодательством: информационные системы защиты, ограниченный доступ должностных лиц к данным, прямая персональная уголовная ответственность должностных лиц за неправомерное использование данных. Использование должностными лицами информации, содержащей банковскую тайну, для целей, кроме верификации, является неправомерным. За это нарушение предусмотрена уголовная ответственность.

Когда начнется процесс верификации субсидий

Сейчас идет процесс технической подготовки к верификации и сказать точно, когда именно начнутся проверки граждан, во властных кабинетах пока не могут. Вероятней всего, это произойдет в текущем году.

Солнечная электростанция для дома: можно ли в Укра... Никола Тесла еще в далеком 1891 году сказал, что наш мир — это колоссальный океан энергии, бесконечное пространство в котором мы плывем с непостижимо...
Централизованное теплоснабжение и энергоаудит в Ук... В предыдущей части мы проанализировали состояние систем теплоснабжения и отопления жилых многоэтажных домов и сделали следующий вывод: для того, чтоб...
Красивые модульные дачные домики из дерева —... Архитектор Юрий Кузьмин основал в Киеве собственную компанию по изготовлению модульных дачных домиков из дерева - Coliba. Автор проекта поделился под...
Uber в Украине: вопросы и ответы... С анонсированным приходом нового сервиса частных перевозок в Украину, общество разделилось: те, кто часто пользуются такси, считают Uber чуть ли ни м...

Сохрани, чтобы не потерять