Сколько экономят владельцы электромобилей в Украине

Сколько экономят владельцы электромобилей в Украине

Насколько выгодно покупать электромобиль в Украине

Украина на пороге бума электромобилей. Сколько стоят машины с электрическим приводом, на которые пересаживаются украинцы, и насколько они экономнее по сравнению с бензиновыми авто.

Насколько выгодны электромобили

Сколько тратят украинцы за пять лет эксплуатации электромобиля по сравнению с расходами на традиционное авто

Для обзора мы выбрали две модели машин, которые активнее всего продаются в Украине, — это Nissan Leaf и Tesla Model S, а также Tesla Model 3, заказать которую можно с апреля. Эксплуатационную стоимость электромобилей мы сравнивали со стоимостью бензиновых авто аналогичного класса, исходя из месячного пробега в 2500 км и основываясь на опросе водителей о реальном расходе бензина и электроэнергии на километр, а также о стоимости техобслуживания. В цену автомобилей включены все налоги и плата за регистрацию.

выгодно ли иметь электрокар в Украине

фото focus.ua

Главные недостатки самой популярной в мире модели – небольшой запас хода в 135 км (172 у модели 2016 года) при длительном времени зарядки (от 6 часов).

Сейчас это авто отстает от Tesla и многих других электромобилей по дальности, но зато остается одной из самых дешевых моделей: новый Nissan Leaf стоит в Украине около 35 тыс. долларов, а бывший в употреблении – 16 – 18 тыс. долларов. Аккумулятор, который можно купить за 5 тыс. долларов, официально рассчитан на 6 лет работы. Но опыт показывает, что он вырабатывает ресурс намного медленнее: многие машины 2012 года выпуска сейчас потеряли до 10% емкости.

Тем не менее, тут и далее мы будет считать, что аккумуляторная батарея полностью «умирает» за пять лет (хотя это не так).

Tesla Model S

В прошлом году из 38 Tesla, которые были растаможены в Украине, насчитывалось лишь около десятка новых. Остальные – снятые с гарантии машины по таможенной цене от 50 тыс. грн. Такие экземпляры не могут претендовать на гарантийное и официальное сервисное обслуживание, но ни одна из этих машин пока не имела проблем, которые требовали ТО или ремонта.

В зависимости от размера батареи ее полного заряда хватает на расстояние от 335 до 425 км. Экспресс зарядка занимает всего 45 минут. Срок службы батарей составляет около 10 лет, поэтому в нынешних авто пока не зафиксировано существенного падения емкости аккумулятора: с момента начала продаж в 2012 году прошло слишком мало времени. Батареи стоят недешево (45 тыс. долларов), и в расчетах мы исходили из официальной гарантии в 8 лет.

Tesla Model 3

1 апреля 2016 года Илон Маск представил свой бюджетный электромобиль: Tesla Model 3. Модель находится в сегменте так называемого малого премиум-класса и конкурирует с Audi A4 и BMW Series 3. Но по сравнению со старыми Tesla его цена невелика: 35 тыс. долларов для США и 35 тыс. евро для стран ЕС.

Получить авто можно будет не ранее 2017 года, но бронирование стартовало уже сейчас (услуга стоит 1 тыс. долларов). По данным компании, по всему миру уже было заказано более 400 тыс. электромобилей Model 3, из них 12 – в Украине. Автомобиль будет иметь запас хода не менее 346 км и выйдет в заднеприводной и полноприводной версиях.

Итог уже сейчас можно назвать утешительным: даже при нынешней налоговой политике покупка Nissan Leaf будет более выгодной по сравнению с бензиновым авто. Правда, в случае с этой моделью выгода компенсируется небольшим пробегом модели: это городской или пригородный автомобиль, но никак не машина для дальних поездок.

Европа и мир

Западные правительства устали ждать, пока их граждане самостоятельно пересядут на электромобили, и решили действовать «жёстко». На Парижском климатическом саммите весной этого года Германия, Великобритания, Нидерланды и Норвегия, а также канадский Квебек и 8 штатов США во главе с Калифорнией решили, что с 2050 года запретят движение традиционных машин по своим территориям.

Читайте также  Утепляемся правильно: основные этапы работ, технологии и материалы для наружного утепления

Пока это только декларация о намерениях, да и запрет ‘на движение’, скорее всего, начнётся с запрета на продажу, но факт остаётся фактом. Век двигателей внутреннего сгорания заканчивается, причём, как и в случае с каменным веком, вовсе не потому, что закончились камни. Просто электромобиль гораздо экономичнее и экологичнее двигателей на ископаемом топливе. К примеру, даже при существующей структуре производства электроэнергии (львиная доля которой вырабатывается на теплоэлектростанциях) электромобиль по сравнению с традиционным авто обеспечивает снижение выбросов углекислого газа втрое.

Похоже на то, что вскоре страны первого мира будут отличаться от стран третьего именно по признаку ‘электромобильности’. И здесь Украина неожиданно оказалась среди лидеров. Годовой прирост, по данным компании Electrocars, в 2015-м составил 393%: на 1 января 2016 года в Украине насчитывалось 568 электромобилей. На первый взгляд абсолютные цифры невелики, но уже к 19 февраля их парк увеличился до 693 единиц, всего за полтора месяца прирост составил 125 машин, или примерно 2,5 авто в день. Тут, скорее всего, сработала отмена импортной пошлины, благодаря которой, например, стоимость самой популярной модели — Nissan Leaf с пробегом — снизилась с $20 тыс. до $16–18 тыс.

Кстати, по прогнозам экспертов компании Electrocars, к концу года число электромобилей может удвоиться. А если парламент отменит НДС на электромобили (соответствующий проект зарегистрирован), то темпы роста будут ещё выше.

На каких электромобилях ездят украинцы

Впечатлённые таким бумом автопроизводители наконец-то начали рассматривать Украину как рынок. До этого они традиционно ссылались на неразвитую инфраструктуру заправок, да и просто не верили, что кто-то в нашей стране готов покупать более дорогие по сравнению с традиционными авто электромобили.

Но в последнее время инфраструктура развивается даже быстрее роста парка: на данный момент в нашей стране насчитывается уже более 150 публичных зарядок на АЗС, возле торговых центров и просто около офисов — год назад их число составляло всего 40–60 единиц. А каждая публичная зарядка, как считается, обеспечивает появление до 10 электромобилей — так что уже существующий потенциал украинского рынка составляет примерно полторы тысячи автомобилей.

До недавнего времени официальные поставки в основном исчерпывались пробными партиями. В этом году на наш рынок обратил внимание Renault. В украинском представительстве автопроизводителя объясняют, что не планировали выводить на рынок электромобили из-за очень низкого уровня самого рынка новых авто. Но, ‘принимая во внимание интерес украинского потребителя к электромобилям’, там всё же решились вывести на рынок Kangoo Express Z.E. — на неё есть спрос у бизнеса. Следующей должна стать уже популярная у европейцев компактная ZOE, причём есть вероятность, что это произойдёт к концу 2016 года. ‘Необходимо хорошо подготовиться к запуску, обучить дилерскую сеть их обслуживать’, — объясняет задержку генеральный директор компании ‘Рено Украина’ Яна Миненко. Тем не менее о поставках электромобилей в Украину в Рено говорят, как о свершившемся факте. А в следующем году поставки могут начать также Smart со своей новой моделью Smart For two Electric Drive и Nissan.

Читайте также:

В Украине насчитывается уже более 150 общественных зарядных станций: на АЗС, возле торговых центров и просто около офисов — год назад их число составляло всего 40–60 единиц.

А пока что электромобили ввозятся в Украину в основном по серым схемам, причём абсолютное большинство из них — с пробегом. Обычная процедура при покупке такого авто — заказ, например, из США: дав задаток, необходимо подождать 1–2 месяца и получить оговоренную модель. Без ожидания электромобиль обычно стоит на $1–2 тыс. дороже, но и таких машин на рынке хватает. Импортёры начинают открывать в Киеве и других городах Украины автосалоны б/у электромобилей, их уже насчитывается около десятка.

Читайте также  ЕКА планирует построить постоянную базу на Луне (видео)

Это позитивно сказывается на цене, но продажи сдерживает отсутствие кредитования. Пока единственная целевая программа по электромобилям есть разве что у Ощадбанка, и условия там ничем не привлекательнее, чем в других автокредитах: это ставка в 22,5% годовых, срок действия — 7 лет и начальный платёж — не менее 25% стоимости. Пока что этой программой воспользовалось только двое украинцев. Фокусу удалось разыскать одного из них — предпринимателя Анастасию Пахомову, купившую Nissan Leaf в сентябре 2015-го.

‘Никаких сложностей при получении кредита не было. Даже наоборот: руководство банка обратило личное внимание на моё дело, поскольку речь шла о новой программе. Это помогло ускорить бумажные формальности: вместо двух месяцев нашу заявку рассматривали только три недели’, — рассказывает владелица электромобиля.

Скорее всего, Пахомова будет далеко не единственным клиентом Ощадбанка, купившим электромобиль в кредит. И главную роль тут опять же сыграют заправки. Дело в том, что упомянутые выше 160 электрозарядных станций — это ‘домашние’ станции, которые заряжают тот же Nissan Leaf за 6–8 часов, и так называемые Type ІІ, справляющиеся с тем же заданием за 4 часа. Такие станции обычно устанавливают в гараже или же в публичных местах, возле ресторанов либо ТРЦ. Этого впритык хватает для городских поездок и недостаточно для комфортного передвижения, например, между городами. Тут уже нужны суперчарджеры, которые могут подзарядить большинство электромобилей на 80% за 30 минут. Но и в этой области в Украине наметился явный перелом.

Карта зарядных станций для электромобилей в Украине

Весной этого года украинская компания Oxygen открыла в Киеве два таких скоростных пункта зарядки и планирует в будущем построить сеть суперчарджеров в направлениях Киев — Одесса и Киев — Львов. По словам генерального директора Oxygen Group Александра Вовка, в этом году будет открыто 25–30 суперчарджеров: к лету они заработают на одесском направлении, до конца года — на львовском. В 2017 году планируется открыть ещё столько же: в Киеве, Днепропетровске, Харькове и на соответствующих трассах. Станции будут стоять примерно через каждые 60–80 км, с расчётом, чтобы водитель мог за 20–30 минут подзарядиться, а в это время позавтракать или выпить кофе.

А поскольку компания одновременно продаёт и электромобили (в её планах — реализовать в 2016 году столько же, сколько было куплено украинцами за последние пять лет), скорее всего, план по открытию электрозарядных станций будет выполнен. Для клиентов автосалонов Oxygen зарядка будет бесплатной, все остальные смогут купить карточку на полугодовое или годовое обслуживание. Кстати, открытие киевских суперчарджеров Oxygen совпало с обновлением карты строящихся зарядок на сайте Tesla Motors: Украина попала в планы компании Илона Маска, которая также планирует открыть в 2016 году два суперчарджера — возле Киева и возле Львова.

Остаётся добавить, что в большинстве европейских стран ‘домашние’ станции в общественных местах бесплатны, зарядка на суперчарджерах понемногу становится платной. Скорее всего, по этому пути пойдёт и Украина, но помехой для развития рынка автомобилей это не станет — достаточно посмотреть, насколько разнится экономика содержания обычного и электрического авто.

Однако если украинский парламент всё же отменит НДС на электромобили, то покупка любого из них станет выгодней приобретения традиционного авто на ископаемом топливе.

А цены благодаря спросу и конкуренции между дилерами, скорее всего, уменьшатся даже больше чем на 20%.

Утепляемся правильно: основные этапы работ, технол... Перед наступлением зимы каждый из нас тщательно пересматривает свой ??гардероб и обувь, потому что от этого зависит не будем ли мы мерзнуть зимой и н...
Децентрализация по-чешски: как простой поселок мож... В чешском поселке Дольни Брежаны живет всего около 4 тыс. человек. Однако, они имеют свой ??интерактивный музей, один из самых мощных в мире лазерных...
Отопление на дровах вместо газа – стоит ли овчинка... Как дорого может обойтись переход с газового отопления на твердотопливное, какие могут возникнуть сложности при таком переходе, во сколько обойдется ...
Топ-5 трендов в «зеленой» энергетике по версии For... Прошедший год был наполнен значительными событиями в энергетической сфере: падение цен на нефть, массовое закрытие угольных заводов в США и странах Е...

Сохрани, чтобы не потерять