Гонки электромобилей на солнечных батареях скоро стартуют в Австралии

Гонки электромобилей на солнечных батареях скоро стартуют в Австралии

Австралия, автогонка World Solar Challenge

Возобновляемые источники энергии постепенно «проникают» во все сферы жизнедеятельности человека. И ошибочно полагать, что речь идет только об использовании энергии для бытовых нужд — солнечные и ветровые электростанции, солнечные водонагреватели, биотопливо, гидроэлектростанции и так далее. Возобновляемые источники давно уже применяются для обеспечения научных нужд, развлечений и спорта.

Самыми известными в мире гонками автомобилей, движимых только за счет энергии солнечных батарей, является World Solar Challenge и проводятся они (кто-бы мог подумать) на солнечном континенте — Австралии аж с 1987 года. Трасса длиной 3021 км ??пронизывает континент с севера на юг, от города Дарвин до Аделаиды.

Вообще идея подобных гонок впервые возникла у Ханса Толстрапа (Hans Tholstrup) — австралийца датского происхождения. Он разработал первый в мире автомобиль на солнечных батареях «The Quiet Achiever» («Тихий Успех»), и проехал на нем 4052 км от Сиднея до Перта за 20 дней. Это путешествие стало предшественником World Solar Challenge, первый старт которых состоялся в 1987 году. Тогда на трассу выехали 13 команд, а до финиша дошло всего 6. Понятно, что большинство автомобилей были из Австралии, но были и представители США, Германии, Японии и Швейцарии. Средняя скорость победившего экипажа составляла 66,9 км / час – неплохой результат для машины, питаемой только энергией солнца.

Маршрут World Solar Challenge

«Солнечные» гонки приобретали все большую популярность — если сначала это были энтузиасты, то потом к ним присоединились университеты, сообразив, какое широкое поле для исследований открывает им участие в гонках, а затем пришли и спонсоры — технические корпорации, бизнес структуры, которые помимо рекламы еще и получали испытательную площадку для тестирования новых технологий.

Читайте также:

Сама по себе наметилась главная цель World Solar Challenge — популяризация и проведение исследований возможностей использования энергии Солнца в автомобилестроении. Поначалу гонки решили проводить раз в 3 года и в следующей гонке — в 1990 году 0 участников было уже 35, из них — 30 доехали до финиша. Средняя скорость победителя — 65 км/ч. А в последнем соревновании 2013 года, в них принимали участие 40 команд из 23 стран мира.

Читайте также  Гибридный родстер BMW i8 Spyder выйдет в серию

С 1999 года гонки проходят раз в 2 года, а периоды между ними команды используют для разработки новых «солнечных» автомобилей, и они действительно находятся на передовой научного прогресса. Конечно, большая часть технологий, применяемых командами, еще не скоро будут использоваться в ‘реальной’ жизни, но они дают толчок и вдохновляют многих инженеров, работающих в этой области.

Главное правило World Solar Challenge — машина имеет проехать всю дистанцию ??используя исключительно энергию солнечного излучения. Согласно правилам, каждый день в 17.00 — машины останавливаются, разрешается проехать лишних 10 минут только для поиска удобной ночевки. В 8 утра машины снова стартуют. Максимальная емкость аккумулятора эквивалентна примерно 5 кВт*ч. Его заряжают перед стартом и в течение гонки менять его нельзя, разве что только в случае поломки. но тогда к результату прибавляется штрафное время.

Любопытный факт: для этих гонок не существует отдельной трассы (и трассы длиной в 3000 км вообще не существует в мире) и автомобили едут по обычным дорогам, а водители обязаны соблюдать правила дорожного движения. Единственное исключение — в случае, если дорога свободна (это необходимо для захвата максимального количества солнечной энергии) разрешается ехать по правой по правой полосе движения. Наверное, это удивительное зрелище — когда по трассе мчатся автомобили странной формы и необычной конструкции и еще и по встречной полосе. В течение гонки команда также сталкивается с препятствиями в виде кенгуру, перепадов температур и сильного ветра.

Читайте также: Концепт WaterDrop: переносное устройство на солнечных батареях, производящее питьевую воду из воздуха

Один из лучших представителей состязаний — голландская команда Nuon Solar Team, созданная в техническом университете Делфта (TU Delft), которая побеждала 4 раза. В 2005 году они установили рекорд скорости вовремя гонки — 102,75 км/час, а во время тестов — вообще показали результат более 130 км/ч. Последнее достижение команды — победа в классе Challenge в 2013 году со скоростью 90,71 км/ч.

Читайте также  Фотоэлементы на основе японского искусства киригами на 30% эффективнее обычных солнечных панелей

Электромобиль на солнечных батареях

Поскольку одна из целей — достичь на солнечных автомобилях скорости сопоставимой со скоростями традиционных машин с ДВС была достигнута (некоторые машины даже приходилось «сдерживать» потому что они могли ехать быстрее 110 км/ч — максимальной разрешенной скорости в Австралии), то в 2007 году гонка была разделена на два класса:

  • Challenge: технически сложный класс автомобилей, для которых вводятся определенные ограничения на площадь солнечных батарей (не более 6 метров), длину корпуса (не более 4,5 метров), шины и с дополнительными требованиями безопасности.
  • Adventure: класс, в котором скорость является определяющей, авто имеет 3 колеса, а солнечная панель максимальные размеры 6 квадратных метров.
  • Cruiser (добавлен в 2013 году) — самый практичный, приближенный к реальной жизни. Машины этого класса имеют сходство с обычными автомобилями, которые часто можно встретить на городских дорогах. Авто этой категории можно подзаряжать ночью, а на борту должен быть один пассажир.

Такие ограничения имеют целью подтолкнуть развитие технической мысли к дальнейшему прогрессу и создания действительно конкурентного «солнечного» автомобиля, который мог бы составить достойную альтернативу нынешнему транспорту на ископаемых видам топлива.

18 октября стартует очередная гонка World Solar Challenge. К участию в соревновании заявлено 42 команды, из них впервые будет принимать участие команда из Восточной Европы, а именно из Польши. Команда Lodz Solar Team будет представлять Технический университет г. Лодзь, а ее машина получила название Eagle One и относится к классу Cruise.

Видео: Bridgestone World Solar Challenge — 2013 Highlights

Источник: ecoclubrivne.org

Самую высокую в мире башню для солнечной электрост... На территории пустыни Негев (Израиль) началось строительство солнечной электростанции башенного типа, которое планируют завершить во второй половине ...
Первая частная солнечная электростанция в Киевской... Предприниматель из села Гнидын Киевской области установил на крыше дома солнечные панели. Так он решил проблему постоянных перебоев с электроснабжени...
«Невидимый» провод улучшит эффективность солнечных... Ученые Стэнфордского университета нашли инновационный способ нанесения электрической проводки на поверхность солнечных ячеек, которая остается невиди...
Северная Корея будет производить собственные солне... На территории КНДР начнут производить солнечные батареи. Северокорейский завод Jin Heung совместно с Университетом Пхеньяна имени Ким Ир Сена запусти...

Сохрани, чтобы не потерять